Правозащитник из Швеции Расмус Исакссон о борьбе с изолированностью и предвзятым отношением к инвалидам. Частично от первого лица.

Инвалиды как мишени для насилия

Инвалиды как мишени для насилия

Люди с инвалидностью должны иметь одинаковые со всеми права на охрану здоровья, в том числе сексуального, уверен шведский правозащитник Расмус Исакссон. Уже не один год он возглавляет общественную организацию «DHR» («Инвалидность. Человечность. Права»), которая почти столетие пытается улучшить права людей с инвалидностью и сделать окружающее пространство более доступным для них. Недавно Расмус Исакссон приехал в Украину, чтобы принять участие в инклюзивной дискуссии «Счастье без границ», во время которой рассказал о том, с какими проблемами сталкиваются люди с инвалидностью на пути к созданию семьи.

Для Швеции вопросы сексуальности не являются табу. С 1933 года в стране существует ассоциация сексуального образования. Благодаря ее деятельности с 1955 года сексуальное образование стало обязательным во всех школах. Учителя в основном говорят о гигиене и контрацепции. В то же время на занятиях почти не затрагивается аспект инвалидности. И хотя эта тема тоже не является табуированной в нашем обществе, о ней говорят не так открыто как, например, о сексуальности.

Я врожденный инвалид и в детском возрасте мне каждый год приходилось сдавать анализы и проходить медицинский осмотр. Каждый раз меня заводили в кабинет, где обычно было 5-6 человек - врачи, медсестры, студенты медицинских университетов. Они обсуждали мое состояние и всегда смотрели на меня как на проблему. Никто ни разу не спросил, как я себя чувствую в таких условиях. Это формировало мое представление о себе, поэтому длительное время я воспринимал свое тело как проблему. Впоследствии я слышал много подобных историй от членов нашей организации.
Когда в Швеции приобрело популярность движение MeToo, оказалось, что люди с инвалидностью довольно часто становятся мишенью насилия. Обычно с пренебрежительным отношением или сексуальными домогательствами сталкивались молодые девушки. В большинстве случаев подобные действия позволяли себе таксисты или работники мобильной службы транспортировки. Девушки даже не говорили об этом, потому что привыкли к подобным инцидентам. Для Швеции это большая проблема.

Изолированность людей с инвалидностью влечет за собой сложные последствия. Преодолеть ее, в частности, можно благодаря спорту. В свое время это помогло мне социализироваться. Я играл в пара-хоккей и участвовал в двух Паралимпиадах.

Еще одной проблемой является доступность пространства. Именно поэтому люди с инвалидностью все чаще обращаются к онлайн-приложениям, чтобы найти себе партнера или партнершу. Но, на мой взгляд, интернет-знакомства являются более поверхностными и не влияют на социализацию так же, как выход наружу. Однако мы очень зависим от обустройства пространства. Конечно, наша организация пытается расширять возможности для людей с инвалидностью, чтобы однажды они могли создать семью.
На многое в этом вопросе влияет и общее отношение шведского общества. Одна газета проводила опрос, в котором поинтересовалась у молодых людей, могли бы они представить себя в отношениях с человеком с инвалидностью. Большинство сказали «нет», что меня очень расстроило. Но потом я подумал, что сам никогда не встречался с девушкой на коляске. И никто из моих друзей тоже не имел такого опыта. Тогда я считал, что два человека на коляске - это не очень практично. То есть даже мы сами иногда имеем предвзятое отношение к людям с инвалидностью.
Менять его можно, в частности, благодаря средствам массовой информации. Так на государственном канале ранее выходила детская телепередача, ведущая которой имела инвалидность. Отзывы были неоднозначными, что удивило меня. Я думал, что не увижу в Швеции комментариев о том, что человек с инвалидностью на телеэкране может сбить кого-то с толку. Но и такое бывает. Всем, к сожалению, не угодишь.
Были на ТВ и менее удачные проекты. Например, реалити-шоу «Наперекор всему», в котором группа людей с инвалидностью вместе пробирается сквозь пустыню или джунгли. Мне эта программа не очень понравилась, потому что сам формат реалити-шоу предполагает конфликты и голосования против кого-то. Наихудшей из всех, по моему мнению, была программа «Непригодные для свиданий». Она о том, как люди с инвалидностью пытаются найти себе парня или девушку. Меня очень возмутило название, и после публичной дискуссии авторы проекта изменили ее на «Пригодны для свиданий», что, на мой взгляд, ничем не лучше.

Почему у кого-то вообще должен возникать вопрос: могут ли люди с инвалидностью с кем-то встречаться?
Несколько лет назад на экраны вышел фильм «До встречи с тобой» о мужчине с инвалидностью и его сиделке. Между ними возникли прекрасные отношения, однако в конце ленты главный герой решил сделать эвтаназию. 

Иногда Голливуд делает все возможное, чтобы убить нас в своих фильмах. Или мы всегда должны быть какими-то большими героями. Почему мы не можем быть просто обычными людьми? Было бы лучше, если бы общество видело, что мы не жертвы и можем делать то же самое, что и все остальные.
Проблема в том, что мы не можем смешаться с остальной частью общества. Отчасти это стало возможным, благодаря государственной стратегии «От пациента к гражданину», которую в Швеции приняли в начале 90-х. Мы стали более включенными, наши потребности начали рассматривать как нормальные, а не как особые. Однако в этом вопросе еще есть над чем работать и куда двигаться.
Нравится
Не нравится
11:23
Помните! Инвалидность не приговор!
Загрузка...
|