Интернет и, в частности, соцсети, подарили нам уникальную дискуссионную площадку, где у каждого есть свое мнение — и, конечно, всегда кто-то неправ.

Конструктивная критика

Конструктивная критика

Интернет и, в частности, соцсети, подарили нам уникальную дискуссионную площадку, где у каждого есть свое мнение — и, конечно, всегда кто-то неправ. Умножьте это на анонимность и безнаказанность, а также на уверенность, что любое слово и действие в публичном пространстве по умолчанию могут, а то и обязаны быть подвергнуты обсуждению, осуждению и осмеянию. 

В итоге мы ежедневно наблюдаем вокруг облако нелестных ремарок и элементарного хамства из уст людей, которые, кажется, совсем не думают об уместности или эффекте своих слов. Проще всего отмахнуться от них со встречной агрессией, но из чужих замечаний можно извлечь и пользу — конечно, если критика будет конструктивной. Это магическое заклинание мы слышали не раз, и самое время разобраться — возможна ли конструктивная критика вообще и почему так важно научиться критиковать правильно, не задевая чувства другого человека.

Почему нас так задевает критика?

Данные исследований говорят, что, как ни странно, похвала необязательно приводит к положительным результатам, а критика — к отрицательным. Дуглас Стоун и Шила Хин, авторы книги «Thanks for the Feedback: The Science and Art of Receiving Feedback Well», работающие над проектом Harvard Negotiation Project, считают, что нам непросто воспринимать любой отзыв на нашу работу — как положительный, так и отрицательный, — так как он затрагивает сразу несколько важных для нас моментов: с одной стороны, наше стремление к саморазвитию, с другой — желание быть принятыми и уважаемыми другими.

И всё же на критику мы, как правило, реагируем острее, чем на похвалу. Клиффорд Насс, профессор теории коммуникации Стэнфордского университета говорит, что негативные события (к которым относится и критика) мы практически всегда запоминаем сильнее и более подробно. Причиной этого может быть эволюция — в ходе неё мы научились быстрее и сильнее реагировать на отрицательные раздражители: в дикой среде они часто означают смертельную угрозу, поэтому вовремя обращать на них внимание было важно для выживания. Сейчас наша жизнь изменилась, но на негативные события мы реагируем по-прежнему сильно.

В чём польза критики?

Вопреки распространённому мнению, критика — важный инструмент, который помогает нам становиться лучше и работать над ошибками. Конструктивная критика — обязательный элемент рабочих отношений; важна она и в отношениях с партнёром, друзьями и близкими: без умения обсуждать то, что вас не устраивает, невозможно построить крепкую связь.

Когда уместно критиковать?

Критиковать стоит в том случае, если ваше замечание направлено на то, чтобы помочь человеку, а не унизить и оскорбить его или просто указать на его недостатки. Принято считать, что если человек показывает свою работу или выкладывает её в интернет, он должен быть готов выслушать любое замечание и с благодарностью принять всё, что ему скажут. Это не так: даже если вы видите в работе другого человека недостатки, подумайте — являетесь ли вы целевой аудиторией проекта (в противном случае ваше замечание не имеет такого веса, как вам кажется), действительно ли эти недостатки имеют такое большое значение, или что-то просто не соответствует вашим предпочтениям и ожиданиям?

«Право критиковать появляется, когда продукт деятельности критикуемого напрямую связан с вами и вашей жизнью, — говорит врач-психотерапевт Екатерина Сигитова, автор знаменитого мануала «Как правильно критиковать». — Так бывает в семье и отношениях, при совместной работе, при преподавании. Также критиковать можно, если именно вам предстоит иметь дело с последствиями чужих „косяков“. Критика во всех остальных случаях — свободный выбор критикующего».

Важная черта конструктивной критики — уместность замечания (то есть человек действительно должен хотеть услышать ваше мнение) и чёткое понимание того, что оно действительно принесёт другому человеку пользу, а не просто расстроит его.

Имеет смысл критиковать и там, где отсутствие критики может привести к плачевным последствиям. Например, когда издаётся очевидно несправедливый закон, или когда другой человек ведет себя неэтично по отношению к вам или другому члену общества, — отмечает Татьяна Вайзер. — Но и в данном случае важно помнить, что для того, чтобы ваш оппонент воспринял вашу критику, она должна удовлетворять основным требованиям коммуникативной и социальной этики. Она должна быть направлена на несправедливое действие или позицию, а не на человека, взывать к разделяемому чувству справедливости или взаимоуважения, предполагать ответную реакцию и использовать максимально уважительный язык коммуникации.

Конструктивная критика — это в первую очередь дружелюбный, уместный и уважительный отзыв о работе или действиях другого человека. Она не подразумевает перехода на личности, выплёскивания негативных эмоций и самоутверждения за счёт другого, а также не должна задевать самооценку другого человека — всё это не имеет к критике никакого отношения.

«Конструктивной критику делает позиция „плечом к плечу“. Фокус здесь не на том, чтобы ранить, продемонстрировать превосходство, высмеять — а на реальной помощи, — говорит Екатерина Сигитова. — В России этот подход непопулярен, во-первых, из-за жёстких условий, в которых выросли не только мы, но и целые поколения наших родителей. Много лет считалось, что исправление недостатков первостепенно и в воспитании детей, и в жизни взрослых. Похвала и поддержка не считались важными, ими пренебрегали все, от семей до государства. Неудивительно, что критика оказывает на нас такое влияние и мы усвоили подобное положение вещей как норму. Во-вторых, у нас очень нарциссичная, агрессивная и конкурентная культура, поэтому критика чаще всего используется как способ доминирования, демонстрации силы и почёсывания эго».

«Наконец, критиковать нужно с максимальным уважением к оппоненту. Не переносить недостаток на самого человека в целом, использовать принятые в обществах с развитой культурой критики риторические формулы. Вы имеете право отказаться выслушивать критику от человека, указав ему на использование недопустимого в ваш адрес языка», — подытоживает Татьяна Вайзер.

«Мы не заботимся о конструктивности. Нас этому никто не учил, о душевном равновесии людей не принято беспокоиться. Зато буквально с молоком матери мы усваиваем, что любое вторгающееся, задевающее и оценочное высказывание должно быть выслушано и принято к сведению. Именно так толкует само слово „критика“ большинство россиян», — говорит Екатерина Сигитова.

«В России культура конструктивной бытовой критики, к сожалению, практически не развита, — считает Татьяна Вайзер. — Комментарии в интернете часто носят агрессивный, уничижительный характер. Критика идейных оппонентов на политических ток-шоу в медиа походит либо на бессмысленный крик всех против всех, либо на бойцовские раунды, которые ставят своей целью уничтожить оппонента. Даже в научных кругах, где критика, казалось бы, должна быть основным инструментом продуктивной коммуникации, отдельные герметичные научные сообщества могут использовать критику как инструмент разделения „своих“ и „чужих“ и дискриминации последних, а не как способ совместного поиска истины».

С чего начать, если вы хотите критиковать конструктивно?

Екатерина Сигитова советует перед тем, как критиковать другого человека, сосчитать до десяти и попытаться понять свои мотивы. «Если они связаны с помощью критикуемому, хорошо. Если они больше о вас, но при этом предмет критики напрямую не влияет на вашу жизнь — лучше промолчать», — отмечает она.

Не стоит превращать ваше замечание в обвинительный монолог: критика — это в первую очередь одна из форм коммуникации. Ваши замечания всегда должны быть уважительными и дружелюбными. Екатерина Сигитова считает основным правилом конструктивной критики «правило бутерброда»: «Помещайте свои замечания между двух положительных высказываний: сначала похвалить, потом покритиковать, в завершение снова похвалить». Важно понимать, что критика — это навык, которому можно и нужно научиться, было бы желание.

Нравится
Не нравится
11:37
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...
|