Под термином «ограниченные возможности» можно иметь в виду многое. Как правило, данный термин применим в широчайшей области с медицинской точки зрения, но в этой статье мы рассмотрим проблемы семей, где воспитываются дети, страдающие детским церебральным параличом.
Семья – это важнейшая среда, где развивается личность ребенка и складывается основной институт воспитания. Семьи, где растут дети с такими ограниченными возможностями, как
ДЦП, имеют свои специфические трудности в адаптации к социуму.
Как правило, рождение ребенка на свет с отклонениями родители воспринимают как трагедию и отсутствие перспектив в будущей жизни. Кто-то переживает самый настоящий ужас, злится на весь свет и ищет виновных, даже невзирая на собственную вину; кто-то просто уходит в долгосрочную депрессию, проводя дни и ночи в слезах; а третьи принимают случившееся как данность, с выраженным хладнокровием. При этом все те надежды и мечты, которые возлагали родители на будущего ребенка, рушатся как карточный дом в одночасье, а обретение новых ценностей и радости в жизни затягивается на неопределенный длительный период.
В дальнейшем главной ценностью и целью родителей является освоение ребенком социального опыта, а также включения его в систему возможных общественных отношений. Для адаптации своего ребенка к социальной среде многие родители не жалеют сил и времени. Все свои возможности и внимание они направляют на формирование благоприятных условий развития своего чада. Эта ситуация способствует развитию у родителей повышенного уровня тревожности, депрессии, напряжения в эмоциональном плане, чувства безысходности. Как следствие подобных состояний формируется ощущение вины перед ребенком, социальная изоляция и истощение сил семьи на психоэмоциональном уровне, что нередко становится поводом для развода между родителями.
Так как только родители могут глубоко влиять на своих детей, формируя при этом психологическую атмосферу семьи, важно сохранять позитивный психологический климат наряду с социальным благополучием семьи. Конечно, сделать это непросто, потому что ребенку с ограниченными возможностями необходима специфическая помощь в том отношении, что они не все могут делать самостоятельно.
Предлагаем вашему вниманию практические рекомендации, которые помогут успешной социализации и адаптации ребенка с ограниченными возможностями:
- Радуйтесь своему ребенку, не скупитесь на ласку, он должен понимать вашу безусловную любовь;
- Цените своего ребенка. Конечно, ограниченные возможности мешают ему добиваться успехов во многих сферах деятельности, но это не означает, что в чем-то другом он не достигнет своего признания. Не занижайте планки его достижений, не скупитесь на похвалы, не сравнивайте его со здоровыми сверстниками;
- Не надейтесь, что ваш ребенок будет обладать ангельским поведением. Многие считают, что дети с ограниченными возможностями лишены «гена непослушания». Это ошибка. Они, как и их здоровые сверстники, могут расти такими же непослушными, и их так же придется учить правилам поведениям дома и в обществе. Не жалейте ребенка, пуская воспитание на самотек;
- Если в вашей семье несколько детей, распределите свое время между ними. Совместные игры и прогулки – дело хорошее, однако каждому ребенку необходимо внимание родителей в отдельности, чтобы не сформировался дух соперничества.
Безусловно, воспитать ребенка с ДЦП – тяжелый труд. Но вы не единственная семья, имеющая эти проблемы. То, что для вас сейчас трудно, впоследствии станет привычным, и вы будете воспитывать своего особенного ребенка в счастье и радости, как и другие семьи. Тысячи семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями, способны подтвердить, что они могут жить полноценной и счастливой жизнью.