​Саратовский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями

Саратовский реабилитационный центр для детей-инвалидов

Саратовский реабилитационный центр для детей-инвалидов

Саратовский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим медицинскую, психологическую и социальную адаптацию детей и подростков с отклонениями в интеллектуальном и физическом развитии от рождения и до 16 лет.

Центр разрабатывает специальные методики и социальные технологии, основанные на достижениях в области медицины, психологии, социологии и педагогики, использует индивидуальные программы реабилитации детей с ограниченными возможностями.

В структуре центра

  • Отдел разработки программ социальной реабилитации.
  • Медико-реабилитационный отдел.
  • Отдел психолого-педагогической помощи.
  • Отделение дневного пребывания.
  • Стационарное отделение.
  • Социально-реабилитационный отдел
  • Отдел правовой защиты
  • Летний стационар-лагерь «Лесной».

Рассмотрим опыт деятельности отделений центра

Отделение диагностики семей и разработки программ социальной реабилитации обеспечивает разработку индивидуальных программ реабилитации, своевременное внесение в нее корректив. Специалисты отдела фактически являются социальными кураторами семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями. Проблемы, возникающие в семье: медицинские, психологические, юридические, и т.д., решаются работниками отдела с привлечением специалистов из других подразделений центра.

дети инвалиды

Специалисты по социальной работе осуществляют научно-практическую связь с региональными учреждениями социальной защиты, здравоохранения и образования.

Социальная работа включает в себя следующие мероприятия:

  • выявление семейных потребностей и ресурсов;
  • координация диагностического обследования;
  • информирование семей о доступных источниках поддержки;
  • координация и мониторинг оказываемых услуг.
  • Отделение обслуживает около 2000 детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями города Саратова.

    Медицинская реабилитация, проводимая в Центре, включает в себя медикаментозную терапию, физиотерапию, ручной, аппаратный и подводный массаж, лечебную физкультуру с использованием специальных тренажеров и мягких модулей, ароматерапию, занятия на стабилометрическом комплексе, СКЕНАР-терапию, магнитотерапию. Ярким примером сочетания достижений космической медицины и реабилитологии являются скафандры - лечебные костюмы «Адели». Лечебный комплекс "Адели" представляет собой оригинальную систему фиксаторов и амортизаторов, прикрепленных к специальной одежде, состоящей из шапочки, курточки, шорт, наколенников и ботинок. Натяжение амортизаторов позволяет устранить порочные положения частей тела, нормализовать мышечный тонус за счет растяжения спастичных мышц и создания облегчающих условий для их антагонистов. Создавая правильные взаимоотношения между частями тела и устраняя порочные установки, костюм способствует формированию правильной схемы взаиморасположения частей тела и схемы движений, что является основой для формирования моторики.

    врач осматривает ребенка

    Метод коррекции с помощью ЛК "Адели" - ДИПРОКОР (метод динамической проприоцептивной коррекции) предложен профессором К. А. Семеновой в 1993 году совместно с фирмой "Аюрведа" и успешно используется на базе 18 больницы г. Москвы.

    Новизна метода заключается в принципиально новом подходе к осуществлению восстановления нарушенных функций мозга путем воздействия на анти гравитационную систему с помощью специальных тяг ЛК "Адели", направленно корригируя этим афферентный поток импульсов, поступающий от мышц, суставов, связок, что и оказывает соответствующее нормализующее действие на структуры ЦНС, контролирующие движения и речь. Методика применяется при всех формах ДЦП за исключением двойной гемиплегии. Эффективность методики по мнению авторов - до 70%. Выраженность положительного эффекта ЛК "Адели" зависит от степени тяжести заболевания, наличия функциональных или органических контрактур в суставах конечностей (особенно тазобедренных и голеностопных), наличия патологических синергии и мотивации к становлению движений. Курс лечения - 15-20 дней, повторяют до 5-7 раз в течение года в зависимости от показаний. Первоначально больной находится в костюме до 20-30 минут.

    Постепенно время увеличивают до 1,5-2 часов в день с перерывами по 5-10 минут (в зависимости от индивидуальной переносимости). Это метод применяется совместно с лечебной физкультурой, физиотерапией и лечебным массажем.

    физиотерапия у подростка

    Наряду с реабилитацией больных с патологией нервной системы и опорно-двигательного аппарата ОРЦ занимается восстановительным лечением больных с бронхолегочной патологией.

    К методам реабилитации таких больных можно отнести прерывистую нормобарическую гипокситерапию. Прерывистая нормобарическая гипокситерапия – это один из новых не медикаментозных методов профилактики, лечения и реабилитации в медицине.

    Дыхание воздухом с пониженным содержанием кислорода является мощным фактором, повышающим сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям окружающей Среды. При дыхании газовыми смесями, в состав которых входит 10 и менее процентов кислорода, существенно повышается радиорезистентность. При гипокситерапии раскрываются резервные капилляры, происходит выброс в кровяное русло ранее депонированных эритроцитов, увеличивается объем циркулирующей крови, минутный объем кровообращения. Происходит централизация кровообращения, при котором жизненно важные органы (мозг, сердцепочки) имеют преимущество в кровообращении за счет других органов и тканей.

    Галотерапия применяется для лечения, профилактики и реабилитации больных с хроническими неспецифическими заболеваниями легких, с целью реабилитации больных с острыми рецидивирующими и затяжными заболеваниями органов дыхания, заболеваниями ЛОР-органов; с целью профилактики заболеваний органов дыхания у лиц с факторами риска. 

    девочку обследуют

    Галотерапия улучшает дренажную функцию бронхов, способствует уменьшению воспалительной реакции слизистой верхних и нижних дыхательных путей и элиминации патогенных микроорганизмов, повышению общей неспецифической и иммунологической реактивности организма. Благодаря действию сухого аэрозоля хлорида натрия, в процессе галотерапии отмечается положительная динамика симптомов, свидетельствующих об улучшении дренажной функции дыхательных путей: облегчается отделение мокроты, снижается ее вязкость, облегчается кашель, изменяется аускультативная картина в легких.

    Медицинская реабилитация проводится в стационарном отделении Центра, располагающим 35 кроватями. За год курс стационарной реабилитации проходит более 400 детей. Эффективность реабилитации достигает 80-90%.

    Структура психолого-педагогический отдела представлена:

  • круглосуточным стационаром (40 мест);
  • дневным отделением (75 мест).
  • Сотрудники: 14 воспитателей, 8 учителей-дефектологов, 3 логопеда, 3 педагога-психолога.

    Основная задача: оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим нарушения умственного или физического развития.

    Направления работы:

    1. Разработка и реализация индивидуальных и групповых программ психолого-педагогической реабилитации и реабилитации детей-инвалидов в отделениях ОРЦ.

    2. Организация образовательно-реабилитационного процесса с целью реализации специальных программ по сенсорному, физическому, умственному, эстетическому, нравственному и трудовому воспитанию детей.

    3. Моделирование инновационных и применение адаптированных коррекционно-развивающих программ (включая реабилитацию с использованием компьютерных программ), направленных на обучение, воспитание и социальную адаптацию детей с сохранным интеллектом, задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушением опорно-двигательного аппарата, выраженными речевыми дефектами.

    общение с ребенком пациентом

    Основным направлением работы социального отдела является социально-культурная реабилитация. Специалисты отдела организовали спортивно-оздоровительную работу на стадионе "Локомотив", в городе работают 9 кружков, ведется большая культурно-массовая работа, организовываются походы в театры, музеи, цирк, семейные выезды на природу.

    Методическая работа направлена на составление программ для реабилитационного лагеря "Лесной» и разработку методических пособий для вожатых и воспитателей.

    На стадионе "Локомотив" проводятся спортивно-оздоровительные индивидуальные и групповые занятия по специальным комплексам, разработанным с учетом заболевания ребенка. Дети с различными нарушениями функций занимаются вместе с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Занятия дают не только физическое развитие, направленное на коррекцию нарушений, но и общение, необходимое каждому ребенку. На базе отделения "Локомотив" проводятся праздники и выезды на природу, которые сплачивают не только детей-инвалидов, но и их родителей.

    Дети, имеющие диагноз ДЦП, участвуют в многокилометровых пробегах и других соревнованиях ("веселые старты", дартс, армреслинг, легкая атлетика, пулевая стрельба, плавание и т.д.), что также способствует процессу социализации и росту личности ребенка-инвалида.

    у девочки диагноз ДЦП

    Летний реабилитационный лагерь "Лесной" является структурной единицей Областного реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями. Помимо детей-инвалидов, в лагере отдыхают дети из неблагополучных, социально-незащищённых семей Саратовской области. В четыре смены проходят реабилитацию 1200 детей и подростков.

    Реабилитационный лагерь "Лесной" по своей сущности является медико-социально-педагогическим комплексом, который работает по трем основным направлениям: медицинскому; психологическому; социально-педагогическому.

    Оздоровление невозможно без создания соответствующего климата в детском коллективе, без организации разнообразной творческой деятельности, дающей возможность духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его разнообразных потребностей. Таким образом, в лагере осуществляется лечебно-профилактическая, учебно-познавательная, трудовая, игротерапевтическая и социокультурная деятельность. Каждая смена проходит в форме сюжетно-ролевой игры.

    Услуги, оказываемые центром детям с ограниченными возможностями

    1. Диагностика психофизиологического развития детей и выявление психофизиологических особенностей развития детей.

    2. Определение реальных возможностей и реабилитационного потенциала.

    Проведение социологических исследований по изучению семейных потребностей и ресурсов.

    медикаментозное лечение детей

    3. Медицинское обслуживание детей-инвалидов. Оказание квалифицированной медицинской помощи детям с ограниченными возможностями в процессе реабилитации.

    Консультирование детей-инвалидов врачами различных специальностей и предоставление широкого комплекса лечебных процедур (ЛФК, массаж, ФТО и др.). Бесплатное медикаментозное лечение.

    4. Патронажное обслуживание детей-инвалидов на дому.

    5. Социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов.

    6. Социальный патронаж, включающий в себя социальную диагностику, первичное консультирование по юридическим вопросам.

    7. Помощь в обучении на дому детей с тяжелой степенью заболевания в возрасте 7-9 лет. Организация досуга детей и их семей.

    8. Психологическая поддержка детей-инвалидов и их семей осуществляется посредством:

  • психодиагностики детей и их родителей, психотерапии и психокоррекции с использованием современных психотехнологий;
  • адаптации поведения в условиях групповой работы (тренинги);
  • разработки индивидуальных реабилитационных программ для продолжения психологической реабилитации в домашних условиях;
  • проведения обучающих семинаров для родителей с целью повышения их психологической компетентности;
  • консультирования родителей, дети которых проходят курс реабилитации в стационарном отделении Центра.
  • Предоставляются консультации (для школьных психологов и социальных педагогов, специалистов различных социальных институтов, занимающихся проблемами нетипичных детей) по вопросам: правового характера и оказания помощи в составлении документов; психологической и социальной реабилитации детей-инвалидов; выбора профессии; организации компьютерного обучения детей с ограниченными возможностями в домашних условиях.

    инъекция девочке

    Организациям, сотрудничающим с центром, предоставляются сведения о новых социальных технологиях и программах реабилитации детей с ограниченными возможностями, оказывается содействие в повышении квалификации и в разработке методик социальной поддержки детей-инвалидов.

    Наряду с указанными услугами Центр формирует банк данных информационно-справочного характера, в котором содержится информация о школах и детских дошкольных учреждениях, где осуществляется обучение и воспитание детей-инвалидов;

    об учебных заведениях, в которых проводится профессиональная подготовка и переподготовка инвалидов; о действующей нормативной системе социальной защиты детей-инвалидов.

    Новосибирский областной реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Центр

    Образован 27 декабря 1993 года с целью реабилитации детей-инвалидов в возрасте от 3 до 18 лет, имеющих психоневрологические заболевания (органическое поражение ЦНС, наследственная патология, хромосомные заболевания, последствия черепно-мозговых травм, последствия нейроинфекции, детский церебральный паралич, прогрессирующие нервно-мышечные и другие заболевания. А также для оказания квалифицированной социально-медицинской, психолого-педагогической и социально-правовой помощи семьям, в которых дети воспитываются.

    центр реабилитации для детей

    Перед центром поставлены задачи:

    1. выявление в Новосибирской области детей и подростков с ограниченными возможностями, проживающих в семьях, создание банка данных;
    2. оказание стационарной, амбулаторной и патронажной помощи детям, их семьям;
    3. формирование у детей-инвалидов максимально возможной ранней социальной адаптации и позитивного отношения к обучению, труду, семье, обществу;
    4. освоение и внедрение социальных технологий по работе с детьми-инвалидами и их семьями;
    5. оказание консультативной помощи территориальным центрам социального обслуживания населения области в организации реабилитационной работы с детьми-инвалидами; 
    6. семье и ребенку с ограниченными возможностями.

    Центр состоит из следующих отделений:

  • организационно-методического;
  • психолого-педагогического;
  • социально-медицинского;
  • дневного пребывания;
  • стационарного.
  • Ежегодно через Центр проходит 370-380 детей, которым оказывается около 46000 социальных услуг и 350 консультаций по социальным вопросам.

    реабилитация детей инвалидов

    Сотрудниками Центра разработаны и внедрены индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, собственные технологии реабилитации детей с ограниченными возможностями, авторские коррекционные программы, получившие положительные рецензии специалистов кафедры психологии Новосибирского государственного педагогического университета. Опыт работы учреждения обобщен и издан в 3-х брошюрах. Создан банк данных, насчитывающий анкеты 1600 детей-инвалидов. В каникулярное время работают санаторные группы для детей-инвалидов из наиболее отдаленных районов области. Вне зависимости от тяжести основного заболевания, все дети после пребывания в Центре получают навыки самообслуживания, умения ориентироваться в окружающей обстановке.

    При поддержке Центра в 13 территориальных центрах социального обслуживания населения области организована реабилитационная работа среди детей-инвалидов и членов их семей.

    В Центре проводятся Всероссийские, региональные семинары, конференции по актуальным проблемам реабилитации детей-инвалидов. С 1996 г. Центр имеет и ежегодно подтверждает статус опорно-экспериментального учреждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

    Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки

    Развитие ребенка с ограниченными возможностями в огромное степени зависит то семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитания. В связи с этим в Центре реабилитации детей с ограниченными возможностями г. Химки проводится целенаправленная работа с родителями, в первую очередь с матерями больного ребенка. Вся работа строится по двум направлениям:

    лфк

    1. Изучение позиций и личностных особенностей матерей воспитывающих ребенка-инвалида, и составление программы помощи матерям. 2. Активное включение матери в реабилитационные мероприятия с ребенком.

    Эта работа включает обследование внутреннего состояния матери, выявление наиболее трудных, в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи.

    Для успешной реабилитации ребенка-инвалида необходима полная и всесторонняя реабилитация всей его семьи. Начальным этапом является психологический анализ матерей, их позиции в воспитании малыша и разработка на этой основе программы помощи матерям с указанием конкретных рекомендаций. Для этого специально разработана анкета. В ней рассматриваются позиции, занимаемые матерями в отношении возможностей ребенка, его взаимоотношений с взрослыми и детьми, в случае семейного конфликта, при выборе наказаний или поощрений, прогнозирования профессионального будущего.

    Согласно наблюдениям, воспитание неблагоприятно сказывается на детях в тех случаях, когда мать «играет роль» отца, что сопровождается усилением требовательности, ужесточением санкций и физических наказаний детей.

    дети на лфк с мячами

    На основе наблюдения за поведением матерей, бесед с ними, их отношения к дефекту ребенка создается программа помощи матери. Специалисты пытаются повысить самооценку матерей с пассивной личностной позицией; выслушать и поддержать мам с повышенной тревожностью убедить их в том, что к будущей, взрослой жизни ребенка можно подготовить; советуют матерям с мужественными чертами лично проявлять «немножко больше терпения, мягкости, выдержки», стремятся завоевать их в союзники.

    Мать больного ребенка испытывает чувство вины, которое может быть очень сильным и разрушительным, мешающим жить полной жизнью. Сдерживать чувство вины нельзя, т.к. это может привести к ухудшению положения. В лице социального работника мать должна найти понимающего и сочувствующего слушателя. Освободившись от чувства вины, человек приходит к новому пониманию ситуации и более конструктивному решению проблемы. Родители должны знать об особенностях болезни их ребенка, возможных перспективах развития, методах воспитания.

    В Центре специалисты ведут большую работу. К услугам родителей консультации психотерапевта: индивидуальные беседы и групповые тренинги. Родители, общаясь с ними, перестают воспринимать своего ребенка как больного. На занятиях с родителями происходит анализ обстановки в семье и ее окружении, выявляются проблемы и оказывается помощь в их решении.

    С первого появления матери с ребенком в Центре реабилитации к ней проявляется уважение за то, что она - мать. Любой ребенок для сотрудников Центра - хороший, умный, любимый. Мать, чувствуя доброе отношение к своему ребенку и себе, оттаивает, начинает понимать, что можно радоваться жизни и с больным ребенком. Главное они перестают стыдиться своего ребенка, а начинают испытывать гордость по поводу даже небольших успехов своего сына или дочери.

    Большое реабилитирующее значение для матерей имеют клубы по интересам, работающие в Центре. Они позволяют матерям уйти он одиночества, в котором они часто оказываются после рождения ребенка-инвалида. На занятиях клуба, встречаясь, друг с другом, матери могут не только выговориться, излить свою душу, но и перенять опыт воспитания ребенка с отклонениями. Центром проводятся различные поездки для семей с детьми-инвалидами. Расширяется круг знакомых, после поездок семьи начинают дружить друг с другом. Матери начинают понимать, что многого можно достичь, работая вместе, помогая, друг другу. Создают группы взаимоподдержки.

    Нравится
    Не нравится
    Нет комментариев. Ваш будет первым!
    Загрузка...

    Анкета дня

    Дженни
    Дженни

    Именинники

    Вчеравсе
    Сегоднявсе
    Сайт инвалидов поздравляет всех с Новым 2012 годом!

    Войти на сайт

    Дуэли